2013

  Само название этого фестиваля говорит о том, кто был и будет главным героем этого проекта. В России в настоящее время проводятся различные фестивали и конкурсы по разным жанрам и видам искусства. Подобное фестивальное движение в нашей стране особенно активизировалось с начала этого века: создаются традиционные государственные конкурсные проекты, региональные и муниципальные фестивали, а также различные форумы культуры и искусства.

  С 2013 года Российская академия музыки имени Гнесиных проводила фестивали студенческих духовых оркестров под девизом «Виват, студент!», в котором участвовали духовые оркестры средних и высших учебных заведений Москвы и других регионов (2013,2014,2016,2018). Эти фестивали проводились, в основном, на средства РАМ им Гнесиных. В 2018 году проект «Гнесинки» «Виват, студент!» на государственном уровне: Приказом Федерального агентства по делам молодежи от 5 июля 2018 г. №186 Всероссийский открытый фестиваль-конкурс духовых оркестров, ансамблей и солистов «Виват, студент!» был утвержден в списке победителей Всероссийского конкурса молодёжных проектов среди образовательных организаций высшего образования и теперь поддерживается предоставлением гранта в форме субсидии из федерального бюджета.

  История этого молодежного фестиваля восходит к российским оркестровым ассамблеям 2012 года в МГУКИ. Тогда в программе ассамблей состоялся совместный концерт под названием «Виват студенчеству», в котором принимали участие духовые оркестры МГУКИ (художественный руководитель А.Л. Дудин), МГИМ имени А.Г. Шнитке (дирижёр А.М. Паутов), РАМ им. Гнесиных (дирижёр В.Р. Худолей), АКМ при МГК им П.И. Чайковского (дирижёр В. И. Фурманов), а также оркестр суворовцев МВМУ (директор А.П. Герасимов).

  Инициатива кафедры оркестрового дирижирования для исполнительских специальностей, декана оркестрового факультета В.Р. Худолея организовать самостоятельный фестиваль «Виват, студент!» и поднять этот проект на другой уровень была поддержана руководством РАМ им. Гнесиных, ректором Академии заслуженным деятелем РФ, профессором Г.В. Маяровской.

  В 2013 году, 27–29 марта состоялся I Московский открытый фестиваль студенческих духовых оркестров «Виват, студент!». За несколько дней фестиваль собрал на одной сцене духовые оркестры ведущих учреждений среднего и высшего профессионального музыкального образования Москвы. Среди них: духовые оркестры колледжа РАМ им. Гнесиных, духовой оркестр колледжа при АМК им. П.И. Чайковского, духовой оркестр государственного училища духового искусства, оркестр МГИМ им. А.Г. Шнитке, концертный оркестр духовых и ударных инструментов МГУКИ, а также оркестр Московского военно-музыкального училища.

  Все коллективы, несмотря на статус студенческих, являются лауреатами и постоянными участниками российских и международных конкурсов и фестивалей, помимо учебной работы, ведут активную концертную деятельность. Их руководители хорошо известны в профессиональной среде и среди любителей духовой музыки :заслуженный артист РФ Виктор Луценко, заслуженный деятель искусств Рем Гехт, заслуженный артист РФ Расул Ахмедов, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Виктор Худолей, заслуженный работник культуры РФ, доцент Анатолий Паутов, заслуженный работник культуры РФ, шеф-редактор журнала «Оркестр», член директората Восточно-Европейской ассоциации WASBE, профессор Анатолий Дудин.

  В программе концертов первого фестиваля звучали произведения русской и зарубежной классической музыки: Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова, Глазунова, Моцарта, Вагнера, Дворжака, Грига, Штрауса. Духовая музыка была представлена рядом отечественных и западных композиторов, таких как Г. Калинкович, Б.Троцюк, М. Готлиб, Г. Сальников, В. Воронков, В. Фурманов, М. Пютц, А. Рид, Ф. Тичелли, А. Журин. На фестивале представлено было и творчество самих студентов, тепло было принято собственное сочинение И. Гончарова «Эра странствий», а в качестве дирижеров, кроме педагогов, успешно выступили студенты И. Гончаров, В. Пахомов, Э. Огнев и А. Середин.

  На протяжении трёх дней проведения фестиваля царила дружественная атмосфера. Музыкальная жизнь Москвы тесно сплела творческую деятельность многих музыкантов. Также тесно сплетена и судьба учебных заведений: почти все выпускники среднего звена продолжают обучение в ВУЗах, упомянутых ранее. Такие «родственные связи» разрушают многочисленные барьеры, возникающие в учебном и творческом процессах.

  Особое слово стоит сказать о высоком качестве организации фестиваля, в состав которого под председательством Ректора РАМ им. Гнесиных Г.В. Маяровской вошли Авангард Федотов, Валерий Халилов, Анатолий Дудин, Игорь Чернявский, Владимир Лебусов, Виктор Худолей, Оксана Мишина и др.

  Фестиваль ставил перед собой цель ознакомить публику с творческими успехами московского студенчества в области духовой музыки. В своем приветствии фестивалю народный артист РФ Авангард Федотов написал: «Актуальность и необходимость этого творческого события вызвана снижением активности духовой музыки в концертной и просветительской деятельности в стране. Надеюсь, данный фестиваль послужит хорошим примером для активизации этого жанра среди молодёжи и в целом в культурной жизни России!».

  Любой фестиваль – это не только праздник.

  Представляем нашим коллегам, дирижерам, педагогам, студентам-участникам интервью с художественным руководителем Первого Московского фестиваля студенческих духовых оркестров средних и высших специальных учебных заведений, заслуженным работником высшей школы РФ, кандидатом искусствоведения, профессором Виктором Романовичем Худолеем в журнале «Оркестр»:

С чем связана идея проведения фестиваля?

  В.Р. Худолей: Любой фестиваль – это не только праздник, но и важный фактор популяризации того или иного жанра музыки. Во многих странах очень популярны фестивали именно студенческих коллективов – особенно хоровых и оркестровых, – это позволяет поддерживать определенные национальные традиции и стимулировать молодёжное творчество. Именно идея поддержки молодёжного профессионального исполнительства являлась главной на фестивале. Наш фестиваль действительно впервые объединил студенческие оркестры музыкальных учреждений среднего и высшего звена, пока что только Москвы. И мы рады, что этот первый шаг удался. Скажу больше, фестиваль состоялся благодаря желанию, в первую очередь, самих участников сделать этот праздник, но и, конечно, благодаря тому, что ректор РАМ им. Гнесиных Г.В. Маяровская безоговорочно поддержала проведение фестиваля и лично приветствовала участников на открытии. Кроме того, буквально все «коллеги по цеху», с кем удалось общаться в дни фестиваля, высказывали своё удовлетворение и желали дальнейшего развития этой идеи.

В чем особенность фестиваля, и каков, на Ваш взгляд, художественный уровень представленныхучастниками программ?

  В.Р. Худолей: Во-первых, это был действительно фестиваль, а не конкурс. Не было обязательных произведений по номинациям, не было жюри, которое бы оценивало результаты. В наших условиях были указаны только временные рамки, а программу каждый руководитель выбирал, исходя из возможностей коллектива. Это определяло доброжелательную атмосферу сотрудничества, а не конкуренции, но не снижало градус творческой ответственности, которую задавала авторитетная сцена академии и взыскательные слушатели, которых, как Вы, наверное, заметили, было немало на всех концертах фестиваля.

И всё же, это был определенный смотр сил. Каковы плюсы и минусы?

  В.Р. Худолей: Вообще - это дело (хлеб) музыкальной критики. Мне как организатору и одновременно участнику не очень удобно давать оценки. Нужно поздравить и поблагодарить всех руководителей-дирижёров, а также руководителей учреждений, способствовавших выступлению своих коллективов на фестивале. Явным «плюсом» фестиваля стало выступление дирижёров-студентов, лауреатов конкурса молодых дирижёров им. В. Дударовой с коллективом МГУКИ… Уверенней на сцене, безусловно, выглядели коллективы, имеющие концертную практику, как, например, оркестр Московского военно-музыкального училища.Академичностью и высокой исполнительской культурой отличился оркестр МГИМ им. А.Г.Шнитке. Если говорить о репертуаре, то, в целом, жанровая и стилевая палитра исполнявшихся произведений была интересной и разнообразной, и это при том «вечном» дефиците издаваемой (точнее сказать,«неиздаваемой») в России литературы для духовых оркестров.

  На самом деле, хочу отметить, что программа Вашего оркестра – оркестра академии им. Гнесиных, – выглядела удачной, как со стороны выбора репертуара, так и по уровню виртуозности солистов и оркестра. Например, с оркестром выступил настоящий «Паганини саксофона», лауреат всероссийских и международных конкурсов Владимир Устьянцев. В Концерте-каприччио для саксофона-альта с оркестром Г. Калинковича он блестяще исполнил все нюансы музыкальной мысли композитора, покорив публику также своей элегантностью. Интерес вызвало яркое исполнение – первое! духовым оркестром в России – сложнейшего произведения С. Ревуэлтаса «Сенсемайя», наполненное сложнейшими ритмическими конфигурациями. В то же время, нужно отметить, что все коллективы обладали яркой оригинальностью и мастерством и буквально покорили слушателей концертов фестиваля. А возможно ли приглашение на следующий фестиваль оркестров из других регионов, стран?

  В.Р. Худолей: Практически Вы говорите о проведении Всероссийского или международного фестиваля. На самом деле, это и была первоначальная идея. Пригласить не только «возможно», но и нужно. Другое дело, есть ли материальная возможность сегодня у оркестра колледжа или вуза города N приехать в Москву? На сегодняшний день, объективно, – больше «нет», чем «да». Тем не менее, именно в этом направлении мы будем работать, искать возможности для проведения более масштабного студенческого оркестрового фестиваля.

Актуально ли духовое исполнительство сегодня в принципе?

  В.Р. Худолей: Безусловно. Во всем мире молодёжное оркестровое исполнительство популярно и успешно развивается. Сошлюсь на два примера. Несколько лет назад я присутствовал на финале конкурса студенческих духовых оркестров в Малайзии, который проходил в лучшем концертном зале столицы страны г. Куала-Лумпур, с участием министра культуры страны. Возможно ли это у нас? Думаю, вопрос риторический. Другой пример: в Чикаго более 70 лет подряд ежегодно в декабре проходят оркестровые ассамблеи с участием оркестров школ, колледжей и вузов, всего до 15000 участников, с фантастической по нашим понятиям организацией, с двухгодичным циклом отбора коллективов-участников. Практически – это повсеместное функционирование духовых оркестров в общеобразовательных школах, колледжах, университетах… Можно приводить ещё много примеров, но вывод, к сожалению, один – та система любительских духовых оркестров (начиная со школ), которая у нас практически разрушена, успешно развивается в мире.

Какие проблемы существуют сегодня в сфере духового исполнительства?

  В.Р. Худолей: Проблемы действительно есть. Вас, вероятно, не нужно убеждать на сколько, начиная с 90-х годов, понизился престиж нашей, музыкальной профессии в целом. Жанр духового, оркестрового исполнительства – самый демократичный не только по репертуару и своей обращенности к широкой публике, но и по составу исполнителей. Редко какая мама приводит мальчика в музыкальную школу, чтобы он играл «на большой трубе»… Сегодня ни музыкальная школа, ни колледж, ни вузы не могут похвастаться конкурсом абитуриентов на духовые специальности. В областных филармонических оркестрах, чуть дальше от Москвы, стало почти нормой приглашение в оркестр для участия в концертных программах исполнителей-духовиков из других городов. Проблема инструментария, проблема стоимости духовых инструментов, невероятно высокой для студентов, слабая материальная база в плане инструментария и других условий для оркестровых занятий во многих учебных заведениях, начиная с музыкальных школ и ДШИ, кончая вузами.

Что бы Вы пожелали читателям журнала Оркестр?

  В.Р. Худолей: Журнал «Оркестр» выполняет очень высокую, невероятно востребованную в нашей стране информационную миссию, когда пишет «летопись» оркестровой жизни в целом и «летопись» духового исполнительства в частности. Я об этом с огромной благодарностью неоднократно говорил лично А.Л.Дудину. Поэтому читателям Вашего журнала я хочу пожелать лишь одного: любыми материальными и моральными средствами поддерживать журнал «Оркестр», выписывать его, по мере сил сотрудничать. Ведь отсутствие профессиональной информации – это тоже одна из проблем, не только нашего жанра.

Спасибо за интервью! Творческих успехов и дальнейших ярких фестивалей! Виктория Иванова доцент МГУКИ

Оригинальный буклет

2014

«Виват, студент-2014»!

  Под таким названием в Москве с 24 по 26 апреля 2014г. прошел Всероссийский фестиваль-конкурс студенческих духовых оркестров. Этот конкурс проводился второй раз. В нем приняли участие десять коллективов: два коллектива выступили в приветственной и заключительной части, восемь коллективов приняли участие в конкурсной программе.

  В конкурсной программе оркестры разделились на две категории:

  - студенческие оркестры средних учебных заведений – 4;

  - студенческие оркестры высших учебных заведений – 4.

  Для каждой категории оркестров предлагалось обязательное произведение:

  - колледжи – Г. Калинкович. Балетная сюита часть 1. Марш-скерцо;

  - вузы – В. Шепелев. Палехский сувенир.

  Организационный комитет фестиваля-конкурса возглавили:

председатель организационного комитета – Маяровская Галина Васильевна, ректор Российской академии музыки имени Гнесиных, заслуженный деятель искусств России, профессор;

  заместитель председателя организационного комитета – Худолей Виктор Романович, художественный руководитель фестиваля-конкурса, декан оркестрового факультета РАМ имени Гнесиных, профессор.

  В жюри фестиваля-конкурса вошли:

  председатель жюриВиктор Леонидович Иванов, народный артист России, профессор;

члены жюри:   Валерий Михайлович Халилов - народный артист России, профессор, Главный военный дирижер;

  Леонтий Федорович Дунаев - заслуженный деятель искусств России, профессор, доктор искусствоведения;

  Альфред Эремович Мишурин - заслуженный артист России, профессор;

  Янис Пуриньш - Президент балтийской ассоциации духовых оркестров, профессор.

  По итогам конкурса жюри отметило:   - возросший интерес руководителей коллективов и музыкантов к участию в таких масштабных проектах;

  - расширение состава участников конкурса;

  - повышение исполнительской культуры оркестров;

  - заметное повышение интереса к оригинальным духовым произведениям, как отечественных композиторов, так и зарубежных;

  -в программы концертов включены сольные произведения для различных инструментов (кларнета, валторны, тромбона, саксофона, дудуки, ксилофона);

  - с оркестрами, наряду с опытными дирижерами-наставниками, работали молодые талантливые дирижеры.

  Жюри отметило также и недостатки, выявленные по итогам конкурса:

- необходимо больше заниматься совершенствованием интонационной чистоты строя, ансамблевой и штриховой культурой;

- преодолеть «громкоречие» духового оркестра (неконтролируемая форсируемая динамика);

- больше разнообразить репертуар оркестра, включая медленные лирико-драматические произведения;

- бережно относиться к оригинальным авторским произведениям, не допускать их переинструментовки;

- точно соблюдать темповые и жанровые особенности каждого произведения.

Лауреатами конкурса-фестиваля стали

по группе - средние учебные заведения:

I МЕСТО – духовой оркестр Московского военно-музыкального училища. Художественный руководитель оркестра - заслуженный артист России Александр Петрович Герасимов, дирижеры - Игорь ЮрьевичАндрюшин, Юрий Георгиевич Кубышкин;

II МЕСТО – концертный оркестр Государственного училища (колледжа) духового искусства. Художественный руководитель - заслуженный артист России, профессор Владимир Григорьевич Лебусов, дирижер - Аскар Эреженович Бисембин;

III МЕСТО – духовой оркестр колледжа имени Гнесиных РАМ имени Гнесиных. Художественный руководитель и дирижер - заслуженный артист России Виктор Васильевич Луценко;

ДИПЛОМАНТ – духовой оркестр Академического музыкального колледжа при МГК имени Чайковского. Художественный руководитель и дирижер, композитор - Виктор Иванович Фурманов;

по группе – высшие учебные заведения:

I МЕСТО – оркестр духовых инструментов РАМ имени Гнесиных. Художественный руководитель и дирижер - профессор Виктор Романович Худолей;

II МЕСТО – концертный оркестр духовых и ударных инструментов МГУКИ, художественный руководитель - профессор Дудин Анатолий Леонидович, Дирижѐр оркестра, старший преподаватель - Виноградов Дмитрий Владимирович; студенты – дирижѐры: Александр Козлов, Эдуард Огнев, Александр Середин, Владислав Пахомов, Игорь Гончаров;

III МЕСТО – студенческий духовой оркестр МГПИ имени Ипполитова-Иванова, художественный руководитель и дирижер - Леонид Анатольевич Чистяков.

ДИПЛОМАНТ – духовой оркестр Московского государственного института музыки имени Шнитке, художественный руководитель и дирижер - Анатолий Михайлович Паутов, дирижер –Артем Карев.

Особую благодарность члены жюри выражают ректору РАМ имени Гнесиных

Г.В. Маяровской и декану оркестрового факультете РАМ имени Гнесиных

В.Р. Худолею за поддержание и продолжение традиции в проведении конкурсов-фестивалей студенческих духовых оркестров, за четкую и слаженную организационную работу во время конкурса.

В.Л. Иванов Председатель жюри: народный артист России, профессор Фото-коллаж с фестиваля «Виват, студент -2014г.

Оригинальный буклет

2016

«Виват, студент-2016!»

С 1 по 3 апреля 2016 г. в Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных прошел II Московский открытый фестиваль молодежных духовых оркестров «Виват, студент!».

  Традиционный ежегодный фестиваль проводится в целях совершенствования профессиональной подготовки в средних и высших музыкальных учебных заведениях, сохранения и развития творческих связей между музыкальными учебными заведениями, взаимообмена творческими достижениями молодых музыкантов, ознакомления с лучшими образцами классики и оригинальными произведениями для духового оркестра, обновления методик преподавания в области оркестрового исполнительства, привлечения внимания концертных организаций к перспективным коллективам.

  Фестиваль призван способствовать поддержке и популяризации жанра духовой музыки в широких кругах слушателей, художественному воспитанию молодежи и дальнейшему развитию культуры России. В рамках фестиваля состоялся круглый стол с участием студентов, преподавателей, ведущих специалистов оркестрового исполнительства и искусства игры на духовых инструментах.

  фестивале 2016 г. приняли участие московские духовые студенческие оркестры:

Государственного училища (колледжа) духового искусства,

Московского военно-музыкального училища,

Российской академии музыки имени Гнесиных,

Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке,

Московского государственного института культуры,

Государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова.

На фестивале выступили коллективы Владимирского областного

Владимирского областного музыкального колледжа им.А.П. Бородина,

Дзержинского музыкального колледжа г. Павлово Нижегородской области.

В заключительный день, к большому удовольствию участников и слушателей фестиваля, с Мастер-концертом выступил Концертный оркестр духовых инструментов Белгородской государственной филармонии.

В.Р. Худолей Художественный руководитель фестиваля «Виват, Студент»

  Фото-коллаж с фестиваля «Виват, студент-2016г.»

Оригинальный буклет

2018

«Виват, студент-2018!»

Репортаж с фестиваля

«Виват Студент» А.Л. Дудина

13 по 15 апреля 2018г. в Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных состоялся IVВсероссийскифестиваль молодежных духовых оркестров «Виват, студент!».









  Открыть этот праздник организаторы предоставили самым юным оркестрантам - духовому оркестру Первого музыкального кадетского корпуса имени А.В. Александрова МГИК. В их исполнение прозвучали интересные попурри на классическую и современную музыку из мультфильмов. Не простые пьесы для исполнения, начинающие оркестранты этого коллектива, с искренним желанием и свойственным детскому возрасту темпераменту играли и радовали членов жюри и присутствующих слушателей.

  Подхватили эту фестивальную эстафету - учебный оркестр Дзержинского музыкального колледжа. Второй раз организаторы приглашают этот молодѐжный коллектив. Одной из главных задачей фестиваля «Виват Студент» является повышение исполнительского профессионального оркестрового уровня и еѐ планки. С такой задачей этот духовой оркестр справился и продемонстрировал своѐ отношение к оркестровому исполнительству. Разнообразная концертная программа учебного оркестра, под руководством В.А. Власова, дирижѐрами А.С. Андриановым и М.В. Петропавловским достойно отразила высокий уровень провинциального учебного заведения среднего звена. Далеко не везде такие коллективы имеют место даже в центральных городах России.

  В заключение первого дня фестиваля выступил со своей концертной программой оркестр музыкального колледжа имени Гнесиных. Не впервые этот коллектив участвует в этом фестивальном проекте, а также демонстрирует повышающий исполнительский оркестровый уровень, культуру и техническую оснащѐнность. Учебный оркестр и его солисты, под руководством В.В. Луценко представил на суд зрителей и жюри большую разнообразную программу, где прозвучала классическая, оригинальная и современная музыка для духового оркестра. Такой коллектив по-настоящему является лидером и примером для подобных коллективов среднего звена (колледжей, училищ, школ).

  Второй день фестиваля открыли молодые оркестранты Владимирского областного музыкального колледжа имени А.П. Бородина. Этот оркестр участвует здесь не впервые и, конечно, уже знал, как готовиться к выступлению на концертной сцене РАМ им. Гнесиных. В концертную программу оркестра дирижѐр включил разную музыку, но предпочтение отдал всѐ же эстрадной. Да, безусловно, оркестр духовых инструментов должен играть и знать всѐ, что окружает оркестровый жанр, но на целенаправленный фестиваль духовой музыки оркестр должен готовить подходящий репертуар и играть свойственную ему музыку.

  Неограниченные тембральные возможности, благородный и яркий звук, гибкая динамика и разнообразный арсенал ударных с их ритмической основой – это далеко не все выразительные средства, которыми владеет современный концертный оркестр духовых и ударных инструментов. Вот с таким богатым арсеналом начал своѐ концертное выступление студенческий оркестр духовых и ударных инструментов РАМ им. Гнесиных. Интересная и яркая программа с каждым следующим номером убеждала публику, что такому коллективу под силу всѐ. Как выразился один из корифеев духовой музыки А.Г. Мегалук: «Здесь решены многие вопросы». От себя добавлю: этот коллектив достиг самых высоких результатов в современном оркестровом исполнительстве.

  Заключительный концерт оркестрового праздника «Виват, Студент!» состоялся 15 апреля. На сцене Концертного зала РАМ им. Гнесиных не часто можно услышать оркестры разных возрастных уровней и профессиональных категорий. Но в этот воскресный день это удалось. Открыл заключительный концерт духовой Оркестр суворовцев Московского военно-музыкального училища и своей яркой игрой настроил публику на соответствующую эмоциональную атмосферу – атмосферу праздничного концерта. Четкие, лаконичные и красивые жесты дирижѐров оркестра эффектно подчеркивали характер музыки, а интеллигентные суворовцы без излишнего пафоса безукоризненно выполняли задачи дирижѐров. Представленная на суд членов жюри программа соответствовала всем требованиям, прописанным в утверждѐнном положении фестиваля, а слушателям доставляла удовольствие. Виртуозные солисты под гибкий аккомпанемент оркестра демонстрировали высокий исполнительский уровень и сценическую культуру и получали восторженные аплодисменты от слушателей в зале.

  Эмоциональную атмосферу поддержал следующий оркестр, от уже другой учебной категории – студенческий духовой оркестр Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова. В их исполнении прозвучали оригинальные произведения для духового оркестра, пьесы для солистов с оркестром и переложения из репертуара симфонического оркестра.

  Эстафету ВУЗов продолжил студенческий коллектив Московского государственного института искусств. Разнообразие солистов и умелое руководство оркестром студентов-дирижѐров подчеркивали данное направление учебного заведения.

  Финальный концерт фестиваля «Виват, Студент!» проводился совместно с проектом президентского Гранта «Бессмертный оркестр». Перед Мастер-концертом Государственного духового оркестра России со словами благодарности выступил координатор проекта Анатолий Чургель и поблагодарил всех молодых оркестрантов за каждый исполненный ими звук в память о музыкантах, погибших в первые дни войны под Вязьмой, защищавших Москву.

  Профессиональные оркестранты Государственного духового оркестра России также посвятили концертное выступление своим коллегам-музыкантам, погибшим в котле под Вязьмой, и на высоком эмоциональном подъѐме исполнили музыку отечественных композиторов под руководством дирижера Сергея Свиридова.

  В заключение концерта жюри и организаторы наградили всех участников памятными дипломами фестиваля.

Круглый стол: «Современные проблемы духовой музыки (к итогам фестиваля «Виват, студент!) ». Малый зал РАМ им. Гнесиных.

Блиц-видео фестиваля

Взгляд с места жюри

И.Н. САВИНОВ Член жюри фестиваля, Доцент МГК имени П.И. Чайковского председатель творческой комиссии духовой музыки Союза московских композиторов

  В Москве в апреле прошѐл Четвѐртый фестиваль духовых оркестров «Виват, студент», организованный Российской Академией музыки имени Гнесиных. Событие весьма значимое для студенческой молодѐжи, определившей свой путь служения отечественному музыкальному искусству. Соперничество среди молодѐжи – явление, распространѐнное во всѐм мире, которое в последние годы всѐ больше интегрируется и в нашу жизнь. Когда как не в молодом возрасте музыкантам (не обременѐнным многими взрослыми проблемами) показать себя, послушать других и посостязаться в искусстве владения духовыми и ударными инструментами со своими сверстниками из разных регионов России?

  Эту замечательную возможность им предоставляет старейшее в нашей стране высшее учебное заведение по подготовке музыкальных специалистов, в том числе и в области духовой музыки. Инициатором Всероссийского фестиваля «Виват, студент» является профессор РАМ им.Гнесиных Виктор Романович Худолей, большой энтузиаст своего дела, объездивший многие города России в качестве дирижѐра и общественного деятеля. Именно ему удалось организовать в Москве красочный фестиваль духовых оркестров, который, по словам Виктора Романовича, в ближайшие годы может перерасти в конкурс студенческих духовых оркестров всероссийского или даже международного масштаба.

  В рамках фестиваля был проведѐн «Круглый стол» с руководителями и дирижѐрами студенческих духовых оркестров из многих регионов России. Высказывались мнения о назревшей необходимости изменения формата фестиваля «Виват, студент» на ежегодный. Это предоставило бы более широкие возможности для обмена репертуаром, исполнительским опытом, методикой репетиционной работы с оркестром и многими другими аспектами.

  Особенно остро обсуждался затянувшийся упадок в развитии отечественной духовой музыки. Как выяснилось в процессе дискуссии, одной из причин этого печального факта является отсутствие интересных и качественных в профессиональном отношении музыкальных произведений, созданных российскими композиторами. На протяжении уже более двух десятилетий руководители студенческих коллективов накапливают свой репертуар преимущественно из произведений зарубежных композиторов, используя возможности публикаций в интернете. Другой негативной стороной в подборе репертуара является исполнение в концертах оркестровых переложений симфонических произведений, что принижает значимость духовой музыки и духовой культуры в целом. Наши зарубежные коллеги от такой практики давно уже отказались. Следуя их положительному опыту, можно достаточно быстро решить проблему репертуара духовых оркестров, если организовать ежегодные всероссийские конкурсы сочинений для духового оркестра. К таким конкурсам важно привлечь талантливую молодежь нашей огромной страны, которая своими новыми неординарными музыкальными идеями пополнит репертуар студенческих, а, возможно, и профессиональных духовых оркестров.

  Для решения этих и других назревших проблем отечественной духовой культуры, безусловно, необходима финансовая помощь со стороны государства. Министерство культуры должно быть заинтересовано в поддержке духовой музыки как самого демократичного и многогранного музыкального искусства. В связи с этим вспоминаются замечательные слова Валерия Халилова: «Духовая музыка – экологически чистый жанр».

Отзыв председателя жюри И.Ф. Оленчика – заслуженного артиста РФ, профессора РАМ им. Гнесиных, лауреата международных конкурсов.

  В рамках фестиваля, общий профессиональный уровень – достаточно хороший. Традиционно, более высокую творческую планку преодолели столичные коллективы. Но, вместе с тем, достойно выглядел Народный коллектив «Оркестр духовых инструментов» ГБПОУ ВО «Владимирский областной музыкальный колледж им. А.П. Бородина» (руководитель и дирижѐр К.Л. Артюх).

  Значительную роль в профессиональном звучании и музицировании играет контингент музыкантов. Здесь, вне конкуренции Российская академия музыки имени Гнесиных (художественный руководитель и дирижѐр, профессор В.Р. Худолей). Оркестр исполнял очень сложные оркестровые произведения (П.И. Чайковский - Славянский марш, Дж. Верди - Увертюра к опере « Сила судьбы») и достаточно трудные аккомпанементы (Г.К. Калинкович - Концерт - каприччио на тему Н. Паганини для саксофона - альта с оркестром – солист - Р. Маркелов и Концерт для кларнета с оркестром №2 О. Наварро. солист Н. Ларин). Коллектив в творческом и исполнительском плане был выше других и здесь, безусловно, помимо роли исполнителей большая заслуга В.Р. Худолея.

  Некоторые коллективы в своѐм репертуаре использовали произведения выдающихся композиторов-классиков П.И. Чайковского, Л.В. Бетховена, М.П. Мусоргского, Дж. Верди, Д.Б. Шостаковича, С.С. Прокофьева. Без исполнения музыки вышеназванных и других композиторов-классиков невозможен творческий рост коллектива. Решение похвальное и единственно верное. Но, не все оркестры исполнили их даже на среднем профессиональном уровне. Некоторые сочинения были значительно сложнее творческих возможностей коллективов и здесь, в первую очередь, руководитель должен решить проблему. А стоит ли брать то или иное произведение, исполнит ли оркестр его на должном художественном уровне? Ведь есть огромное количество сочинений менее сложных и не менее великих. Хотелось бы посоветовать дирижѐрам, больше обращаться к творениям И.С. Баха. Инструментовок есть достаточное количество, польза для творческого роста – огромная.

  Вместе с тем, достойно выступили и произвели хорошее впечатление духовой оркестр Московского военно-музыкального училища имени генерал-майора В.М.Халилова (художественный руководитель, начальник училища, заслуженный артист РФА.П. Герасимов, дирижѐры И.Ю. Андрюшин, Ю.Г. Кубышкин), духовой оркестр музыкального колледжа имени Гнесиных (художественный руководитель и дирижѐр заслуженный артист РФ В.В. Луценко) и концертный духовой оркестр Московского государственного института культуры(главный дирижѐр оркестра Д.В. Виноградов и дирижѐр В.П. Сладков).Но, к сожалению, в репертуаре этих оркестров практически отсутствовала классическая музыка и, как было сказано выше, это был негативный момент.

  IV Всероссийский фестиваль молодѐжных духовых оркестров прошѐл на творческом подъѐме. В заключительный день фестиваля состоялся круглый стол на тему «Современные проблемы духовой музыки (к итогам фестиваля «Виват, студент!)». Это направление необходимо развивать с привлечением выдающихся музыкантов. Многие дирижѐры, приехавшие на конкурс-фестиваль, будут благодарны за такой творческий подход в столь нужном направлении.Фестиваль необходимо превратить в Международный конкурс - фестиваль. Количество коллективов желающих принять участие в данном мероприятии будет возрастать.

Оригинальный буклет

Блиц видео 13 апреля 2018 года

Блиц видео 14 апреля 2018 года

Блиц видео 15 апреля 2018 года